Далеко не каждому человеку приходится судиться хотя бы один раз в жизни. А вот необходимость обращаться с жалобами и заявлениями возникает практически у каждого. Большинство заявлений мы пишем автоматически, не прибегая к специальным знаниям и навыкам. Например, составление и подача заявления начальнику о предоставлении очередного отпуска является привычным действием, результат которого уже известен из беседы с ним же. Но можно ли так же легко отнестись к составлению заявлению, например, в жилищный отдел районной администрации? Особенно, если оно содержит просьбу предоставить жилое помещение по договору социального найма? Ответ очевиден – нельзя. Потому что от того, как грамотно и обоснованно составлено обращение в серьёзную организацию, во многом, будет зависеть ответ на него. Как говорится, «у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление»
Прежде всего, следует сказать, что составление и подача заявлений и жалоб является практически бесплатной и совершенно законной попыткой человека решить вопрос без обращения в суд. Если всё же получен отказ на просьбу, появляется реальный документ, который уже можно обжаловать в судебном порядке.
Как же правильно составить заявление, жалобу, предложение? К обращениям в различные инстанции не принято предъявлять столь серьёзные требования, как к исковому заявлению в суд, при составлении которого требуются серьёзные юридические знания и определённая практика. Однако по Закону и обычные обращения граждан должны быть составлены в определённой форме, соблюдение которой даёт гарантию того, что его хотя бы прочитают. Этим законом, прежде всего, является Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», принятый ещё в 2006 году. Надо сказать, что не все обращения граждан регулируются этим законом. Многие обращения подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Важное значение имеет Федеральный закон от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации» и от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
В данной статье мы будем говорить именно об обращениях граждан в свете требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Как указано в части 1 статьи 2 данного Закона:
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Сразу хочется обратить внимание на то, что под требования названного Закона попали не только государственные или муниципальные структуры, но и «иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций». Из этого следует, что гражданин вправе, в соответствии с данным Законом, обращаться и требовать ответ в организации, не являющиеся властными структурами, например, в управляющую компания на откуп которой отданы вопросы ЖКХ.
Закон делит обращение граждан на следующие категории:
- Заявление, являющееся просьбой гражданина оказать ему помощь в реализации его прав, свобод, законных интересов. Например, ветеран просит предоставить положенную ему льготу. Второй вид заявления представляет из себя сообщения гражданина о нарушении кем-либо требований законодательства, либо критику деятельности соответствующих органов и их должностных лиц;
- Жалоба, представляющая собой просьбу защитить и восстановить права и интересы автора жалобы или иных лиц, в пользу которых она составлена. Например, гражданин просит восстановить его в очереди на жилое помещение.
- Предложение, то есть рекомендация гражданина, направленная на совершенствование и улучшение деятельности государственных органов и совершенствование нормативно-правовых актов. Например, граждане письменно предлагают организовать на месте пустыря детскую площадку.
Закон прямо запрещает преследовать граждан – авторов обращений, а также разглашать сведения о них без их согласия.
Не стоит ждать ответа на следующие обращения:
- Анонимные обращения. Их просто не будут рассматривать;
- Обращения, фактически являющиеся жалобами на решение суда. Например, попытка написать жалобу на решение суда в прокуратуру. Его вернут.
- Оскорбительные обращения с угрозами. Рассматриваться не будут.
- Нечитаемые обращения не рассматриваются.
- Обращение на которые ранее уже давались ответы. Рассматривать их не будут.
- Обращения, ответ на которые требует разглашения государственной тайны останутся без ответа.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Из вышеизложенного, казалось бы, можно сделать вывод о том, что в написании обращения нет ничего особо хитрого. В самом деле, написал разборчиво, в цензурных выражениях, указал от кого и кому с адресами, число и подпись поставил и готово дело. Что ж, можно попробовать… Однако, если Вы хотите, чтобы к Вашему заявлению отнеслись серьёзно и внимательно, то писать его следует не формально, а грамотно и обоснованно.
Опыт подсказывает, что заявления и жалобы в которых излагается лишь их суть, но где отсутствуют ссылки на законы и иные нормативно-правовые акты, серьёзно должностными лицами не рассматриваются. Податель такого обращения, зачастую, негласно записывается чиновниками в лица, не способные в будущем отстоять свои права в суде. Именно на такие обращения чаще всего и приходят ответы, которые принято называть отписками.
При составлении заявлений и жалоб от имени клиентов, наши специалисты предпочитают не только цитировать законы, но и, по возможности, ссылаться на юридическую практику, сложившуюся в данной сфере. Это позволяет либо решать вопросы клиентов на досудебной стадии, либо получать ответы, которые можно будет успешно оспорить в суде.
Если у Вас остались вопросы о том, как правильно составить заявление или жалобу, обращайтесь в Юридического бюро «Частный поверенный». Наши опытные юристы всегда готовы Вам помочь. И напоминаем, что первичная консультация у нас проводится бесплатно.
Pingback: Можно ли выселить собственников из квартиры? | Частный Поверенный