Врачебная ошибка и действия пациента

В нынешнее коронавирусное время писать о претензиях к врачам и иным медицинским работникам даже как-то неловко. Скорее хочется поблагодарить людей в белых халатах, ведущих тяжелейшую борьбу с заразой. Поскольку нескольких врачей я знаю лично, мне известно, что те из них, кто по-настоящему предан профессии, ведут борьбу на пределе своих сил.

Тем не менее, людям приходится лечиться не только от коронавируса, но и от других болезней. Увы, некачественное оказание медицинской помощи или некачественное оказание медицинских услуг явление нередкое. Такие «услуги» могут быть оказаны как в государственных, так и в частных медицинских учреждениях. Причины могут заключаться в халатности и(или) недостаточной квалификации врачей.

В частных медицинских учреждениях Вам могут постараться навязать дополнительные и совершенно ненужные, а то и противопоказанные для Вас, медицинские услуги. Несколько лет назад автор этих строк обратился в одно частное медицинское учреждение нашего города в связи с болями в позвоночнике. В помещение учреждения всё радовало глаз — чистота, вежливые девушки в регистратуре, обходительный доктор с добрым лицом, присущим именно платным докторам. В общем ничего, что может расстраивать и удручать при посещении бюджетных поликлиник.

Далее мне прописали лечение примерно 10 способами, начиная от всевозможных «обкалований» и электрофарезов, и заканчивая лечебными пиявками. Все эти процедуры влетали в копеечку, и оплатить их надо было как можно быстрее. Для ускорение моего мыслительного процесса была предложена скидка. При этом пройти МРТ, то есть узнать причину болей, предлагали уже после начала лечения. Не заплатив ничего, я предпочёл сначала пройти МРТ, которая выявила наличие опухоли, к счастью оказавшейся доброкачественной, и которую вылечили, путём операции, в очень серьёзном государственном учреждении.

Теперь представим себе, что на моём месте оказался более внушаемый и податливый человек. Проведение предложенных докторами Наживаго процедур привело бы к росту опухоли, отсрочке лечения и самым печальным последствиям для пациента и его близких…

Рассмотрим, что может предпринять пациент, которому попался плохой доктор, лечение которого принесло лишь вред.

Вариант первый.

Обращение в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела. Данный вариант предлагается на случай, если некачественная медицинская помощь привела к самым серьёзным и негативным последствиям: смерть больного, заражение ВИЧ инфекцией и т.д. Потенциальным пациентам да и врачам следует помнить, что Уголовный кодекс РФ, предполагает ответственность за следующие деяния: ч. 2 ст. 109 «Причинение смерти по неосторожности», ч. 2 ст. 118 «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности», ч. 4 ст. 122 «Заражение ВИЧ-инфекцией», ст. 123 «Незаконное проведение искусственного прерывания беременности», ст. 124 «Неоказание помощи больному», ст. 125 «Оставление в опасности» УК РФ.

Так или иначе, при получении Вашего заявления, сотрудники правоохранительных органов обязаны провести соответствующую проверку, в ходе которой может быть проведена экспертиза, результат которой может пригодиться для подачи иска о возмещении вреда здоровью.

Вариант второй.

Следует обратиться с жалобой в уполномоченные органы в сфере здравоохранения. Здесь, прежде всего, имеется в виду Территориальный орган Росздравнадзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Также не лишней будет и жалоба в территориальный орган ОМС. По Вашей жалобе может быть проведена проверка и даже назначена экспертиза качества медицинской помощи. Эта экспертиза позволит выявить нарушения при оказании медицинской помощи. Кроме того, экспертиза позволит определить насколько своевременна была оказана медицинская помощь, насколько правильна была диагностика, выбор методов лечения, профилактики и реабилитации.

В случае подтверждения обоснованности Вашей жалобы к медицинскому учреждению должны быть применены меры, предусмотренные законодательством РФ.

Надо сказать, что законодательная база, регулирующая отношения в сфере контроля, весьма обширна, поэтому приведём лишь основные нормативно-правовые акты: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; Приказ Минздрава России от 19.03.2021 N 231н «Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения»; Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 N 1048 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности».

Официальный ответ из надзорных органов может сильно помочь Вам при подаче иска в суд.

Вариант третий.

Вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении вреда и компенсации имущественного ущерба. Сюда входят затраты на покупку лекарств, восстановительное лечение, возмещение расходов на погребение и т.д., а также выплату неустойки и штрафа за неудовлетворение ваших требований в добровольном порядке.

Прежде чем обращаться с иском в суд рекомендуется обратиться с претензией к самой медицинской организации.

Нюансы решения указанного вопроса в суде, в частности, регулируют статьи 150; 1064, 1068 Гражданского кодекса РФ; Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также законодательством о защите прав потребителей.

Иск следует подавать в районный суд нахождения медицинской организации (ответчика по иску), либо месту жительства истца. Необходимо учесть, что для разрешения данного вопроса, судом будет назначена судебная медицинская экспертиза.

Следует отметить, что согласно абз.4 ст.208 Гражданского кодекса РФ на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, исковая давность не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Разумеется, подобного рода дела к категории лёгких не относятся. Тем не менее считаем, что пытаться восстановить справедливость, пресечь продолжение некачественных медицинских действий и взыскать понесённый ущерб (хотя бы материальный), необходимо. Обращение за юридической помощью в данном деле будет весьма разумным шагом.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.