В статье «Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов» мы обещали осветить такой злободневный вопрос, как законность продажи одним из супругов, без согласия другого, автомобиля, нажитого ими в браке. Раскрыть не только с точки зрения очевидных формулировок и требований законодательства РФ, а с точки зрения реальной судебной практики. За пример возьмём гражданское дело, рассмотренное судом нашего региона. Разумеется, ни номер дела, ни лиц, участвующих в нём, по этическим соображениям мы называть не будем. Но, искренне желая предостеречь своих читателей от возможных ошибок в урегулировании имущественных вопросов со своими супругами, мы опишем сложившуюся ситуацию. Мы обойдёмся без раскрытия некоторых деталей, которые пришлись бы по вкусу обширной аудитории семейных телешоу, но совершенно не нужны нашим прагматичным читателям.
Итак, семейная пара, благополучно проживающая в законном браке, приобретает на имя мужа дорогую иномарку. Пару лет супруги без проблем совместно пользуются статусным автомобилем. Неожиданно муж уходит к другой женщине, точнее уезжает к ней на этом самом статусном автомобиле. Как и многие другие жёны, оказавшиеся в подобной ситуации, наша героиня не спешит расторгать брак, надеясь на то, что случившееся является временным увлечением мужа. Однако тот, юридически оставаясь мужем, тайно от жены продаёт автомобиль иному лицу. «Лицо», в свою очередь, поспешно перепродаёт автомобиль покупателю, являющемуся уроженцем куда более южного региона РФ чем Санкт-Петербург. Соответственно, след автомобиля теряется.
Через некоторое время необходимость расторжения брака и раздела совместно нажитого имущества становится очевидной и для фактически бывшей жены. Начинаются долгие судебные тяжбы. В одной из них жена, в частности, пытается признать недействительным договор купли-продажи автомобиля мужем без её согласия. При этом истица, ссылается на часть третью статьи 35 Семейного кодекса РФ, которая гласит буквально следующее:
Для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Казалось бы, жена имеет все шансы добиться через суд признания договора купли-продажи автомобиля недействительной сделкой. Действительно, автомобиль хоть и не является недвижимым имуществом, с точки зрения гражданского законодательства РФ и сделка по его отчуждению не должна быть обязательно нотариально удостоверена, однако он, бесспорно, подлежит государственной регистрации. Так существует Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». Даже из названия указанного Постановления видно, что автотранспортные средства подлежат государственной регистрации.
Кроме того в соответствии с данным Постановлением издан Приказ МВД России от 24.11.2008 N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», утвердивший «Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее – Правила).
Меры по регистрации автомобиля представляются совершенно необходимыми и логичными. В самом деле, автомобиль является средством повышенной опасности. Может быть, как объектом преступного посягательства, так и средством совершения преступления. Кроме того, автомобиль, не относясь к недвижимому имуществу, может стоить гораздо дороже иных квартир и земельных участков.
Тем не менее, достойной даме так и не удалось выиграть дело ни в районном, ни в городском суде. Из судебных постановлений судов первой и второй инстанции следовало, что вышеуказанная регистрация транспортных средств производится не для регистрации прав владельцев на них, то есть прав на транспортное средство как на имущество и сделок с ним, а в целях регистрации транспортных средств для допуска их к дорожному движению. Иными словами, предусмотренная вышеуказанными нормативно-правовыми актами регистрация транспортных средств, не является той регистрацией, которая обозначена в части третьей Семейного кодекса РФ. При этом суды исходили из требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Остаётся досадовать на наше законодательство, оставляющее такие возможности для различных злоупотреблений. И всё-таки, предупреждён – значит вооружён. Надеемся, что информация, полученная из данной статьи, поможет нашим читателям, во-первых, не питать опасных иллюзий, а во-вторых, подтолкнёт к принятию мер предосторожности. Здесь следует вспомнить брачные договоры и соглашения о разделе совместно нажитого имущества супругов. В ряде случаев, даже обязательства, заключённые в простой письменной форме, смогут помочь отстоять свои права.
Со своей стороны, мы можем порекомендовать перед совершением каких-либо значимых действий обратиться к опытным юристам.