В статьях «Имущество супругов» и «Имущество каждого из супругов» мы уже освещали некоторые нюансы такой деликатной темы, как имущественные отношения внутри семьи. В данной статье речь пойдёт о правах супругов при распоряжении имуществом, то есть о том какое имущество из нажитого в браке и на каких условиях имеет право покупать, продавать, менять, дарить один из супругов.
Согласно первому пункту ст. 35 СК РФ муж и жена владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом «по обоюдному согласию». То есть если один из супругов что-либо продаёт или покупает, то предполагается, что он действует по согласию с другим супругом. К счастью законодателем установлены некоторые ограничения на такую вольницу по распоряжению общим имуществом одним из супругов. Смотрим пункт 3 статьи 35 СК РФ, которая гласит:
для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.
Иными словами, нотариально удостоверенное согласие второго супруга необходимо для совершения:
- Сделок с недвижимостью.
- Сделок по приобретению или отчуждению иного (кроме недвижимости) имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. Данный пункт на практике является наиболее спорным, так как понятие государственной регистрации прав на недвижимость может трактоваться судами по-разному. Примером этому служит воцарившийся подход у судов к продаже одним из супругов, без согласие другого, автомобиля, чему в будущем мы посвятим отдельную статью.
- Сделок, подлежащих нотариальному удостоверению.
- Сделок, требующих государственной регистрации.
Если же сделка была заключена без нотариально удостоверенного согласия одного из супругов, то второй супруг имеет право признать её через суд недействительной. В этом случае действует исковая давность — год со дня, когда этот супруг узнал (должен был узнать) о совершении данной сделки. К тому же согласно п.6 ст.169 СК эти требования распространяются и на имущество, нажитое супругами до введения в действие СК, т.е. до 1 марта 1996 года. Следовательно, вышеперечисленные сделки (особенно сделки с недвижимостью) без согласия второго супруга заключить сложно. Ещё сложнее зарегистрировать. Иными словами, если пошедший в разнос муж, захочет продать нажитую в браке, но оформленную на него квартиру, то ему грозят серьёзные сложности при регистрации договора купли-продажи. Да и осторожный покупатель, которого неизбежно поддержит риелтор, на такую сделку не пойдёт.
Гораздо сложнее со сделками, которые не попадают в вышеуказанный перечень, так как согласно пункту 2 ст. 35 СК РФ
при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.
Что значит «предполагается, что он действует с согласия другого супруга»? В жизни даже в мелких сделках этого согласия часто нет. Сколько драм возникает в семьях, когда муж приносит домой лишнюю бутылку водки, покупка которой женой не была санкционирована. Либо жена, без согласия мужа, покупает себе очередную сумочку (к уже имеющимся десяти), чем вызывает приступ его ярости.
Между тем, под действие пункта 2 ст. 35 СК РФ могут попадать сделки по приобретению (отчуждению) весьма дорогих вещей, регистрация на которые не требуются. Например, ювелирные изделия, дорогостоящие коллекции, иное дорогое движимое имущество. Либо это имущество может быть не столь дорогостоящим, но очень дорогим лично для одного из супругов. Предположим, жена, недовольная частыми отъездами мужа на рыбалку, пока тот был в командировке. продаёт его фирменные рыболовные снасти и снаряжение через «Авито».
Безусловно, закон позволяет мужу-рыбаку обратиться в суд с иском о признании недействительной этой сделки, по причине отсутствия его согласия на неё. Однако при этом мужу придётся доказать, что о его несогласии с продажей рыболовных принадлежностей знала не только коварная жена, но и счастливый покупатель. Сделать это будет чрезвычайно сложно. То есть если муж докажет в суде, что жена знала о его несогласии на эту сделку, но покупатель снастей и принадлежностей будет твердить о том, что о несогласии ему не было известно, вернуть отчуждённое имущество будет невозможно. Поэтому обстоятельство того, что срок исковой давности для таких требований не установлен выглядит как издевательство.
Теперь предположим, что это муж без согласия жены продал её ювелирные украшения. Либо женой была продана дорогая коллекция почтовых марок, годами собираемая мужем… Согласитесь, ситуации не безобидные. Очевидно, что проблема есть и она регулируется законом крайне неудачно, давая возможность недобросовестным супругам всячески злоупотреблять своим правами. Собственно, юридически регулировать вопросы этики, нравственности и морали всегда тяжело. Однако расширить перечень имущества, которое не может быть реализовано без согласия второго супруга, вполне возможно. При этом вполне возможно было бы отталкиваться от стоимости имущества, его назначения. Логично было бы законодательно установить, что для признания недействительными подобных сделок достаточно доказательства того, что супругу-продавцу было известно о несогласии второго супруга отчуждать общее имущество. При этом «добросовестные» приобретатели общего имущества супругов стали бы по осторожнее.
Вышеизложенные коррективы в закон остаются лишь мечтами, а жить приходится по вышеуказанной редакции ст.35 СК РФ. Что можно посоветовать супругам, желающим обезопасить себя, кроме банального «сочетаться браком с нормальными людьми». Рекомендуем включение в брачный договор условие, согласно которому нажитые в браке вещи стоимостью, предположим, свыше 20 000 рублей могут отчуждаться лишь по согласию обоих супругов. Правда при этом сразу встанет вопрос о заблаговременной оценке этих вещей. Кроме того, вполне возможно периодически обновлять соглашение о разделе совместно нажитого супругами имущества, включая в него вновь приобретённые вещи.
С другой стороны, возникает вопрос, а стоит ли жить в браке с человеком с которым приходится постоянно перестраховываться, перманентно подстилая соломку в виде нового договора или соглашения? Если Вы живёте в таком браке по привычке, терпя от своего супруга перечисленные выше «сюрпризы», то можно рекомендовать только скорейший развод. Тем более, что при разделе совместно нажитого имущества появляется возможность компенсировать потери, нанесённые недобросовестным супругом. Согласно п.16 Постановления Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 года N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака». Если в споре о разделе совместной собственности будет доказано, что один из супругов скрыл общее имущество, или произвел его отчуждение, или израсходовал его вопреки воле другого супруга и не в интересах семьи, суд учитывает это имущество либо его стоимость при разделе. Иными словами, считается, что оно как бы есть в наличии. Далее суд, производя «раздел» этого несуществующего имущества, соответственно уменьшает долю недобросовестного супруга, увеличивая тем самым долю добросовестного. Это тот случай, когда добрая ссора будет лучше худого мира.
Если Вы нуждаетесь в квалифицированной юридической помощи на определённых этапах семейных отношений, обращайтесь. Напоминаем, что первичная консультация юриста у нас проводится бесплатно.
Pingback: Продажа супругом автомобиля без согласия другого | Частный Поверенный