По данным статистики количество бесследно пропавших (исчезнувших) людей в РФ исчисляется десятками тысяч человек в год. Люди исчезают по самым разным причинам. Человек может уйти к другой женщине, податься в секту, потерять память и оказаться в больнице, поехать отдыхать и попасть в рабство, человека могут убить и т.д. Тема пропажи людей тяжелая, ведь за ней почти всегда скрывается трагедия.
Однако это явление существует, и, помимо прочего, приводит к ряду юридических проблем. Эти проблемы приходится решать близким людям пропавшего, а также иным заинтересованным лицам, с которыми пропавший человек вступал в правоотношения. Эти проблемы могут быть разными, так как правовая неопределённость возникает в семейных (супружеские отношения, содержание детей), жилищных (снимать или нет с регистрации), наследственных и трудовых правоотношениях.
Вопросы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим регулирует глава 30 Гражданского процессуального кодекса РФ. Из ст. 276 ГПК РФ следует, что
с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим в суд может обратиться заинтересованное лицо, по месту своего нахождения.
По смыслу закона, к таковым могут относиться: супруг, дети, иждивенцы, бывший супруг, работодатель, командир воинской части, кредиторы и иные заинтересованные лица. Само дело будет рассматриваться в порядке особого, а не искового производства, что существенно упрощает судебную процедуру.
Статья 277 ГПК РФ требует, чтобы в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или в заявлении об объявлении гражданина умершим были указаны:
- Цели, для которых подаётся данное заявление (расторжение брака, получение социальной помощи, снятие с регистрации в квартире и т.д).
- Обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему гибелью. Для военнослужащего указать день окончания военных действий.
Ещё при подготовке дела к судебному разбирательству судья выясняет, кто может сообщить сведения о пропавшем гражданине, рассылает запросы в соответствующие организации об имеющихся сведениях о гражданине. На данном этапе весомым доказательством будет справка из материалов розыскного дела, полученная заинтересованным лицом в местном ОВД. Кроме того, судья может предложить органу опеки и попечительства назначение доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина. Само дело рассматривается с обязательным участием прокурора.
Отметим, что согласно ст. 42 Гражданского кодекса РФ, признание гражданина безвестно отсутствующим возможно, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. А объявление гражданина умершим, согласно ст. 45 ГК РФ, возможно, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. Если же гражданин пропал при обстоятельствах, явно угрожающих его жизни (пассажир упавшего в океан авиалайнера, моряк, смытый волной во время шторма…), срок сокращается до шести месяцев.
Признание гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества в доверительное управление.
Объявление гражданина умершим является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.
Разумеется, признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим имеют и другие юридические последствия. Так, например, при признании безвестно отсутствующим, в облегчённом порядке расторгается брак. А в случае объявления умершим — открывается наследство.
Однако заинтересованным лицам стоит напомнить, что действовать при подаче указанных заявлений следует так, чтобы суд не счёл их действия направленными на причинение вреда иному лицу, а также на злоупотребление правом в иных формах.
Для того, чтобы дело о признание безвестно отсутствующим или об объявление умершим закончилось так, как этого хочет заинтересованное лицо, ему следует позаботиться о квалифицированной юридической помощи.