Как составить заявление или жалобу

Как правильно сотавить заявление и жалобу

Далеко не каждому человеку приходится судиться хотя бы один раз в жизни. А вот необходимость обращаться с жалобами и заявлениями возникает практически у каждого. Большинство заявлений мы пишем автоматически, не прибегая к специальным знаниям и навыкам. Например, составление и подача заявления начальнику о предоставлении очередного отпуска является привычным действием, результат которого уже известен из беседы с ним же. Но можно ли так же легко отнестись к составлению заявлению, например, в жилищный отдел районной администрации? Особенно, если оно содержит просьбу предоставить жилое помещение по договору социального найма? Ответ очевиден – нельзя. Потому что от того, как грамотно и обоснованно составлено обращение в серьёзную организацию, во многом, будет зависеть ответ на него. Как говорится, «у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление»

Прежде всего, следует сказать, что составление и подача заявлений и жалоб является практически бесплатной и совершенно законной попыткой человека решить вопрос без обращения в суд. Если всё же получен отказ на просьбу, появляется реальный документ, который уже можно обжаловать в судебном порядке.

Как же правильно составить заявление, жалобу, предложение? К обращениям в различные инстанции не принято предъявлять столь серьёзные требования, как к исковому заявлению в суд, при составлении которого требуются серьёзные юридические знания и определённая практика. Однако по Закону и обычные обращения граждан должны быть составлены в определённой форме, соблюдение которой даёт гарантию того, что его хотя бы прочитают. Этим законом, прежде всего, является Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», принятый ещё в 2006 году. Надо сказать, что не все обращения граждан регулируются этим законом. Многие обращения подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Важное значение имеет Федеральный закон от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации» и от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

В данной статье мы будем говорить именно об обращениях граждан в свете требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Как указано в части 1 статьи 2 данного Закона:

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Сразу хочется обратить внимание на то, что под требования названного Закона попали не только государственные или муниципальные структуры, но и «иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций». Из этого следует, что гражданин вправе, в соответствии с данным Законом, обращаться и требовать ответ в организации, не являющиеся властными структурами, например, в управляющую компания на откуп которой отданы вопросы ЖКХ.

Закон делит обращение граждан на следующие категории:

  1. Заявление, являющееся просьбой гражданина оказать ему помощь в реализации его прав, свобод, законных интересов. Например, ветеран просит предоставить положенную ему льготу. Второй вид заявления представляет из себя сообщения гражданина о нарушении кем-либо требований законодательства, либо критику деятельности соответствующих органов и их должностных лиц;
  2. Жалоба, представляющая собой просьбу защитить и восстановить права и интересы автора жалобы или иных лиц, в пользу которых она составлена. Например, гражданин просит восстановить его в очереди на жилое помещение.
  3. Предложение, то есть рекомендация гражданина, направленная на совершенствование и улучшение деятельности государственных органов и совершенствование нормативно-правовых актов. Например, граждане письменно предлагают организовать на месте пустыря детскую площадку.

Закон прямо запрещает преследовать граждан – авторов обращений, а также разглашать сведения о них без их согласия.

Не стоит ждать ответа на следующие обращения:

  1. Анонимные обращения. Их просто не будут рассматривать;
  2. Обращения, фактически являющиеся жалобами на решение суда. Например, попытка написать жалобу на решение суда в прокуратуру. Его вернут.
  3. Оскорбительные обращения с угрозами. Рассматриваться не будут.
  4. Нечитаемые обращения не рассматриваются.
  5. Обращение на которые ранее уже давались ответы. Рассматривать их не будут.
  6. Обращения, ответ на которые требует разглашения государственной тайны останутся без ответа.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Из вышеизложенного, казалось бы, можно сделать вывод о том, что в написании обращения нет ничего особо хитрого. В самом деле, написал разборчиво, в цензурных выражениях, указал от кого и кому с адресами, число и подпись поставил и готово дело. Что ж, можно попробовать… Однако, если Вы хотите, чтобы к Вашему заявлению отнеслись серьёзно и внимательно, то писать его следует не формально, а грамотно и обоснованно.

Опыт подсказывает, что заявления и жалобы в которых излагается лишь их суть, но где отсутствуют ссылки на законы и иные нормативно-правовые акты, серьёзно должностными лицами не рассматриваются. Податель такого обращения, зачастую, негласно записывается чиновниками в лица, не способные в будущем отстоять свои права в суде. Именно на такие обращения чаще всего и приходят ответы, которые принято называть отписками.

При составлении заявлений и жалоб от имени клиентов, наши специалисты предпочитают не только цитировать законы, но и, по возможности, ссылаться на юридическую практику, сложившуюся в данной сфере. Это позволяет либо решать вопросы клиентов на досудебной стадии, либо получать ответы, которые можно будет успешно оспорить в суде.

Если у Вас остались вопросы о том, как правильно составить заявление или жалобу, обращайтесь в Юридического бюро «Частный поверенный». Наши опытные юристы всегда готовы Вам помочь. И напоминаем, что первичная консультация у нас проводится бесплатно.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *